?

Log in

No account? Create an account
WWW.SMIRNOVD.RU: Просто блог
Тарифная политика общественного транспорта. Часть 2: примеры из Европы 
5-ноя-2016 08:50 pm
Часть 1.

В предыдущей заметке мы с Вами рассмотрели теоретические основы формирования цен. Посмотрим на практическую реализацию. Сначала - на некоторые европейские города, которые давно выстраивают широкую тарифную сетку.

Берлин

Европейский город, сопоставимый с Петербургом по численности населения, имеет развитую и сбалансированную транспортную систему (насколько это возможно, учитывая разное развитие бывших восточной и западной частей, что и на транспорт повлияло). Информацию о тарифах можно найти на сайте Транспортного предприятия Берлина (BVG). Городской территории соответствует транспортная зона AB (далее речь идёт именно о ней).

Так вот: одиночная поездка по транспортной зоне AB стоит 2,70 Евро. Сегодня это примерно 189 рублей. Сто восемьдесят девять рублей. Хотите по недавно привычному курсу 40 посчитать? Тогда 108 рублей. Но никак не 30 и даже не 45. Есть в Берлине ещё билет для короткой поездки (3 станции на метро или электричке с пересадками или 6 остановок на автобусе или трамвае без пересадок, при езде на экспрессном автобусе учитываются станции, которые автобус проезжает) - такой стоит 1,70 Евро (119 рублей по курсу 70 или 68 по курсу 40). То есть разовый проезд стоит дорого.

При покупке 4 разовых билетов на зону AB Вы заплатите 10,8 Евро. А билет на 4 поездки стоит 9 Евро. Уже 16% скидка. Дневной билет стоит 7 Евро (простой подсчёт показывает, что при трёх поездках он уже окупается).

Месячный билет (календарный или скользящий) стоит 81 Евро. Это цена 30 поездок. Если представить себе, что человек ездит на работу на общественном транспорте каждый рабочий день, то в месяц набегут в среднем 44 поездки (за 22 рабочих дня). Это не считая возможных поездок в выходные и дополнительных - в будни. Но даже так 44 разовые поездки обойдутся в 118,80 Евро, если брать разовые билеты. В этом случае экономия составит почти 32%!

Но и это ещё не всё. Можно купить годовой билет. Стоит 761 Евро. То есть меньше чем 10 месячных проездных. На разовые поездки пересчитывать не буду. Просто это 2 Евро в день.

Чётко выявляется закономерность: скидка прогрессирует в зависимости от количества поездок и срока действия билета и является ощутимой при переходе ко всё большему сроку действия билета. Более того, скидка является ощутимой, не символической. Это стимулирует граждан приобретать проездные.

Вена

Возьмём город поменьше - австрийскую столицу, один из самых комфортных для проживания городов в мире. Сайт венского транспорта прекрасен, давайте посмотрим на билеты. Нам сразу же предлагают указать частоту предполагаемого использования общественного транспорта.



Четыре варианта: не задано, разово (не путать с одной поездкой), регулярно и часто. Коротко:
- 1 поездка: 2,20 Евро;
- 4 поездки: 8,80 Евро (т.е. скидки нет);
- суточный билет: 7,60 Евро (окупается за 4 поездки);
- календарно-месячный билет: 48,20 Евро (почти как 22 разовые поездки, то есть при 44 поездках в месяц выгода 50%);
- годовой билет: 365 Евро (1 Евро в день!).

Скидки впечатляют, не так ли?

Если вы посмотрите сайты других городов развитых европейских стран, то увидите похожие механизмы ценообразования, а именно - прогрессирующую скидку при увеличении количества поездок или срока действия проездного. Причём скидка эта - значительная. То есть европейские транспортные предприятия стимулируют людей покупать долгосрочные билеты. Почему - я уже писал ранее. Казалось бы - та же дорогая Вена, столица сытой Австрии, могла бы драть с людей больше денег. Ан нет - город стимулирует мобильность жителей. Только вдумайтесь: 1 Евро (70 рублей) в день при годовой оплате проездного! А ещё недавно было 40 рублей - сравните с ценами на проезд в наших городах миллионниках. Это я ещё про несравнимое качество перевозки не говорю.

Аналогичные наблюдения Вы можете сделать, изучив тарифные сетки других городов развитых европейских стран.

К счастью, в нашей стране тоже есть положительный пример. Об этом мы поговорим в следующей заметке.

Комментарии 
5-ноя-2016 08:30 pm
Не очень понятно, в чём смысл загонять пассажиров на проездные со сроком действия. Сэкономить ещё и на количестве валидаторов в салоне? Это как-то несерьёзно. Продавали бы что-нибудь в духе "60 поездок" со скидкой аналогичной месячному проездному — стало бы куда лучше. Потому что 44 поездки в месяц набирается далеко не у всех: кто-то работает 2/2, кто-то на работу ходит пешком, а транспортом пользуется на выходных, и заставлять этих людей платить по завышенным разовым тарифам несправедливо.
В Москве хорошо сделано, хочешь — покупаешь недорогой безлимит, хочешь — платишь 16/25/40 рублей (за НОТ/метро/90 минут) за поездку, покупая 60-поездочные карточки.
5-ноя-2016 08:41 pm
Если проездные делать без срока действия, то они будут годиться для тех, кто редко и нерегулярно ездит. А для них придуман электронный кошелек карты "Тройка" (это в Москве).
6-ноя-2016 01:29 am
В приведённых в пример Берлине и Вене его нет, как я понял. А так да, электронный кошелёк — тоже вариант (при условии, что у него нормальные тарифы, а не завышенные, как у разовых билетов за наличные).
5-ноя-2016 10:44 pm
Смысл как раз в том, чтобы люди пользовались ОТ постоянно (а ЛТ соотв-но как можно реже), не задумываясь надо или не надо им потратить поездку и не пересчитывая экономию на спичках.
Другое дело, что вопреки высказанной автором в предыдущем посте мысли, транспортный оператор ИМХО не особо заинтересован в абсолютном безлимите. И у нас в Москве как раз постоянно наблюдаются поползновения его урезать. А в провинциях он либо абсолютно не выгоден, либо вобще остутствует.
В безлимитах заинтересована скорее экономика транспортной системы города и вобще экономика города в целом, и соотв-но осознающие это городские власти.
5-ноя-2016 11:26 pm
Вот у немцев как-то всё со сроком действия больше связано, а не с количеством. Есть Streifenkarten, но это не совсем многопоездочность, это позонный проезд, хотя и многопоездочность тоже реализуется. Кстати, интересно, что жители Германии по этому поводу думают.

Про Москву скоро будет заметка. Это как раз действительно хороший пример.

Есть ещё пример Парижа - там даётся скидка на разовые билеты в зависимости от приобретаемого количества.

Я не говорю об идеальности, например, берлинской тарифной сетки, но сути это не меняет: многопоездочность и длительные сроки действия должны давать ощутимые скидки по сравнению с разовыми поездками.
5-ноя-2016 10:47 pm
Если вспоминать славные времена евро по 40 рублей, то тогда проездной на все виды ОТ в Москве как ни странно вобще был одним из самых дорогих Европе.
См. подробнее: "В Москве дешёвый общественный транспорт?"

Edited at 2016-11-05 22:48 (UTC)
5-ноя-2016 11:34 pm
Я скорее не про время говорил, а про курс. Нынешний курс не соответствует паритету покупательной способности, а курс 40 к этому куда ближе.
6-ноя-2016 07:56 am
Все верно, но не надо забыват ьпро среднюю зп в Берлине примерно в 145 тысяч рублей и в России — 30 тысяч.
6-ноя-2016 08:23 pm
Это не меняет логику тарифообразования.
6-ноя-2016 05:04 pm
Я в Вене, вроде, недельный билет брал: http://www.wienerlinien.at/eportal3/ep/channelView.do/pageTypeId/66533/channelId/-47399 . Сейчас он 16.20 € стОит, что тоже быстро окупается (за 7 поездок).
Время загрузки страницы: 21 ноя 2019, 2:15 pm GMT.